Мархинин Евгений Константинович.

Доктор геолого-минералогических наук, вулканолог, основатель науки биовулканологии. Профессор. Заслуженный деятель науки России. Философ. Писатель.

Источник:
http://gazeta.tuapse.ru/Index.php?subaction=showfull&id=1129917930&archive=&start_from=&ucat=&
 

 

Путешествие из Туапсе на Камчатку и обратно

21 октября 2005 | Собинформ |

Звонок с Камчатки в Туапсе в июле 2005 года
Когда раздался этот звонок, меня дома не было. Трубку взяла жена. Звонил из Петропавловска директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Евгений Ильич Гордеев: «В сентябре мы отмечаем две даты – 70-летие Ключевской вулканической станции (Евгений Константинович был там в своё время начальником) и 30-летие начала работ на Большом трещинном Толбачинском извержении (а Е.К. возглавлял на Толбачике геологическую экспедицию). И мы очень надеемся, что Е.К., и Вы обязательно приедете на Камчатку в сентябре. Юбилейные мероприятия намечены на период с 5-го по 10-е сентября».
На следующий день звонок повторился. На этот раз с Евгением Ильичом разговаривал я. Институт брал на себя все расходы по нашей поездке. Но окончательное решение вопроса откладывалось на август. Было же только начало июля…

Мой звонок на Камчатку 5 августа
Мысль о том, что мы снова побываем у подножий любимых вулканов, воодушевляла и вдохновляла нас. И уже пятого августа я сам позвонил в Институт вулканологии и сейсмологии: «Если вопрос решен положительно, то нам надо срочно брать билеты. Иначе их просто не будет. Люди возвращаются из отпуска, но и сейчас билеты очень дорогие. Как быть?».
– «Берите!».
На следующий день билеты мы взяли: из Туапсе до Москвы на поезд на 28 августа; из Москвы до Петропавловска-Камчатского на самолёт на 3 сентября из Шереметьево. Из Москвы в Петропавловск-Камчатский мы должны были вылететь из аэропорта Шереметьево-1 рейсом 825 на большом прекрасном самолёте ИЛ-96-300. Но незадолго до этого всю серию Ил-96 временно сняли с полётов, в связи с обнаружением в президентской машине неисправностей в тормозной системе. Это не могло не беспокоить. Звоню в аэрофлот:
– Мы улетим 3 сентября рейсом 825 на Камчатку?
– Как фамилия? …Улетите!
– Но ведь ИЛ-62 меньше, чем ИЛ-96?
– Вы улетите! Не беспокойтесь!
На регистрацию мы прибыли едва ли не первыми. Подаём билеты. Посмотрев на них, а потом в какой-то список, нам отвечают:
– Вас нет в списке. Вы полетите другим рейсом и с посадкой в Иркутске. Этим рейсом мы в первую очередь отправляем пассажиров с детьми и инвалидов.
Пришлось мне доставать из кармана удостоверение инвалида ВОВ. Нам дали места в 10 ряду. Но когда мы попробовали найти этот ряд в самолёте, такого ряда там вообще не оказалось. Впрочем, все остальные ряды были.
Пролетев по воздуху девять часов, мы прибыли в Петропавловск-Камчатский 4 сентября в 16 часов.

Встреча в аэропорту
В аэропорту Петропавловска-Камчатского нас на трёх легковых автомашинах встречали: Президент Камчатской неправительственной академии геокосмической экологии человека удивительный и оригинальный учёный Михаил Иосифович Угрин, профессор микробиолог и биовулканолог Тамара Ивановна Кузякина, её аспирантка микробиолог-биовулканолог Марина Васильевна Ефимова, химик-вулканолог, организатор химико-аналитического центра при Институте вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Роберт Анатольевич Шувалов – все наши старые друзья, все камчатцы-исследователи с огромным стажем. Разместили нас у Валентины Леонтьевны Виноградовой – вдовы участника ВОВ, гляциолога, много лет возглавлявшего Камчатский отдел Географического общества. Праздничный стол был уже накрыт.

Юбилейный учёный совет
5 сентября в 10 часов утра началось заседание юбилейного расширенного учёного совета И.В.иС. ДВО РАН. На нём было много гостей и соответственно прозвучало много приветствий в адрес вулканологов и по заслугам. 70 лет Ключевской вулканостанции означает 70 лет постоянных, регулярных, трудных, самоотверженных, часто опасных исследований камчатских вулканов. 30 лет начала большого Толбачинского извержения – 30 лет одного из важных этапов в изучении вулканов мира.
Были среди гостей и Губернатор Камчатской области М. Машковцев и Председатель Камчатского областного совета Н. Токманцев. Они тоже говорили о достижениях камчатских вулканологов и вручали награды. А Губернатор М. Машковцев подчеркнул в воём кратком выступлении, что в коллективе Ключевской вулканологической станции уже много лет трудится в качестве старшего научного сотрудника внучка И.В. Сталина – Екатерина Юрьевна Жданова. После приветствий были научные доклады и сообщения. Они касались и истории вулканостанции, и типов извержений, и характера извергаемых продуктов, и геофизических явлений, сопровождающих извержения. На меня особенное впечатление произвёл доклад Лидии Павловны Вергасовой (с соавторами) об обнаружении на конусах и в кратерах Толбачика более 30 новых минералов!
Сам я вкратце коснулся таких тем: «Ключевская вулканостанция в 1958-1962 гг.», «Экосфера – проблема происхождения и эволюции», «О 4-ой Туапсинской Международной научной конференции «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы», намеченной на сентябрь 2006 года.

Автоэкспедиция из Петропавловска-Камчатского в Ключи
На 8 утра 6 сентября был намечен отъезд от Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском (на Южной Камчатке) в пос. Ключи, в котором находится вулканостанция (на Северной Камчатке). При этом для желающих предполагался заезд к Толбачинским конусам 1975-1976 гг. извержения. Выехали с некоторой задержкой, как это обычно и бывает. Почти всё в сугубо полевом. Кое-кто со спальными мешками. Среди участников не только сотрудники И.В.иС. ДВО РАН, но ряд сотрудников геологических учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока. Погода в основном благоприятствует. Осень ещё только чуть-чуть коснулась камчатских лесов. Вулканы, то скрываются в облаках, то показываются во всей своей красе.
На пути у нас города Елизово, Мильково, Козыревск. Основная часть пути лежит вдоль главной реки полуострова – реки Камчатки. Часто пересекаем её притоки. У города Мильково – паромная переправа через главную реку. По правую руку вдали появляются снежные вершины вулканов Ключевской группы, в том числе Толбачинского. В Мильково в столовой общий обед, и дальше путь до Козыревска. Здесь экспедиция разделяется. Часть делает заезд на Толбачик, часть (в том числе и мы с супругой) продолжает путь в Ключи. В Ключи мы прибываем в девятом часу вечера.
Ключи! Вулканостанция! В 1958-1962 гг. я работал здесь в должности её начальника. Мы ходили отсюда на вершину извергающегося Ключевского, на Шевелуч, Толбачик, извергающийся Безымянный. Нам верно служили лошади и ездовые собаки.
И нет, нет почти никого, с кем мы тогда работали! И потому – до боли грустно.
8 сентября вечером в Ключи прибыла вторая часть экспедиции, заезжавшая на Толбачик, а 9 сентября утром на вулканостанции было организовано 2-ое заседание учёного совета очень обновленного состава.
Встреча с внучкой И.В. Сталина
Кое в чём учёный совет в Ключах повторил учёный совет в Петропавловске. Снова приветствия. Снова воспоминания из истории вулканостанции… Во время заседания на кресло рядом со мной, поздоровавшись, села Екатерина Юрьевна Жданова – научная сотрудница вулканостанции. Я немного знал её уже очень давно. Как-то она на вулканологическом семинаре делала научный доклад о влиянии вращения Земли на деятельность вулканов. Очень неплохой. Потом как-то из Ростова-на-Дону звонил на Камчатку её отец Юрий Андреевич Жданов. Он интересовался ею, но его соединили со мной.
В этот раз перед нашим отлётом из Москвы мне позвонил геолог, доктор наук Олег Акимович Дюжиков и спросил:
- Вы летите на Камчатку?
- Да!
- В Ключах будете?
- Должен быть!
- Катю Жданову увидите?
- Наверно.
Олег Дюжиков сообщил мне, что отец Е.Ю. Ждановой находится в больнице под наблюдением его брата – члена-корреспондента Академии медицинских наук, что состояние его серьёзное, хотя он и старается держаться и выглядеть бодрым. Это не весёлое известие он просил передать меня Ключевской затворнице. Прямо на заседании я сообщил его этой очень скромной, почти застенчивой женщине.

На катере «Борис Пийп» вниз по реке Камчатке
Когда-то я пытался исследовать перенос и переотложение вулканических продуктов рекой Камчаткой и превращение их в этом процессе в осадочные горные породы. Тогда на Станции были катера «Научный» и «Ярославец». 9 сентября на катере «Борис Пийп» предстояла, так сказать экскурсия на природу, имевшая целью дать учёным возможность контактов «накоротке», обмена мнениями, дискуссий в непринуждённой обстановке. Предполагалась и уха на свежем воздухе из взятой с собой рыбы. Вся эта программа и была осуществлена, тем более что погода благоприятствовала, а виды вокруг были великолепными. Вечером у станционной гостиницы «Стромболи» был организован на свежем воздухе прощальный ужин.

Ночью будет землетрясение?
Прекрасное впечатление на нас произвели начальник Станции Юрий Демянчук и его супруга Марина: очень гостеприимные, очень доброжелательные, очень умелые, очень знающие. На территории Станции Марина выкупила частный дом и организовала в нём маленькую гостиницу для гостей Станции. В ней в одной из комнат жили мы с супругой. В другой – профессор-кристаллограф из Санкт-Петербурга. Утром встречаемся в коридоре. Профессор:
– А мне сегодня ночью звонила дочка из Санкт-Петербурга. Сказала, сообщили, что ночью на Камчатке будет сильное землетрясение. Волновалась – не погибли ли мы уже?
И я вспомнил, что накануне вылета из Москвы сын мне тоже говорил: «Как вы можете лететь на Камчатку, когда есть прогноз, что там вот-вот произойдёт сильное землетрясение?»
Камчатка – регион сейсмический. Землетрясение можно ждать в любой день. Но зачем давать точные прогнозы, если ты этого делать не умеешь?



Возвращение в Петропавловск
Утро 10 сентября выдалось чудесное. Вулканы открыты во всей своей красе и моще. На одной стороне реки Камчатки – величественная Ключевская сопка, сопка Средняя, громадный вулкан Плоский. На другой – извергающийся, выбрасывающий пирокластические потоки, демонстрирующий растущие лавовые купала гигантский вулкан Шивелуч. Гости вулканостанции без устали фотографируют и фотографируются на память. Прощай, вулканостанция! Прощайте, Ключи! Команда – «по машинам!». Впрочем, кое-кто ещё задержится для продолжения полевых работ на Шивелуче и на Толбачике.
Долгий автомобильный путь. Прямые как стрела дороги. Паромная переправа через реку Камчатку. Леса, леса, леса. Горы, горы, горы. Снежные вершины вулканов. Вот уже «домашние» Коряка и Авача. Проехав около 600 км, поздно вечером мы прибыли в Петропавловск-Камчатский. Землетрясения в городе не было. Город цел. Но «спасать» его срочно прилетел министр ЧС Шойгу со своей командой.

Международная конференция «Извлечение минеральных компонентов из гидротермальных растворов»
11 сентября раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку. Звонит профессор Юрий Петрович Трухин, мой старый друг, вулканолог-геохимик, с которым однажды во время извержения вулкана Тятя на острове Кунашир в 1973 году встретились на вершине этого вулкана:
– Евгений! Ты, почему ещё не пришёл в НИГТЦ (научно-исследовательский геотехнологический центр ДВО РАН).
– Так я вчера вечером только вернулся из Ключей. А сегодня – воскресенье.
– Ну, обязательно приходи завтра в 9.00. У нас начнётся международная конференция.
Юрий Петрович Трухин – большой организатор. Он организовал НИГТЦ – учреждение, объединившее многие практические аспекты изучения гидротерм и вулканов, в настоящее время возглавляет Камчатский научный центр, и вот сегодня им организована Международная научная конференция по проблеме комплексного практического использования гидротерм. В конференции принимают участие несколько иностранных исследователей, в том числе американцы. 12 сентября в 9 часов прихожу в НИГТЦ. Регистрируюсь. Сижу, слушаю доклад за докладом.

Встречи, встречи, встречи
Билет на самолёт Петропавловск-Камчатский – Москва взят на 16 сентября, а 13, 14, 15 – встречи, встречи, встречи. Встречи с друзьями за чашкой чая, запись на областном телевидении, чтение стихов в Институте вулканологии и сейсмологии, интервью корреспондента радио и газет. Встречи и беседы с директором ИВиС. Евгением Гордеевым, его заместителями Геннадием Карповым, Вячеславом Муравьёвым, Виктором Казанцевым и многими, многими…
И какое общее впечатление? Общее впечатление прекрасной моральной атмосферы и всеобщего доброжелательства. Спасибо вам, коллеги! Больших вам успехов!

Из Петропавловска-Камчатского в Москву
Вылет 16 сентября днём, а уже с утра приходят провожающие с презентами. Кто провожает до автомашины (УАЗ-469), кто в аэропорт. Это, Роберт Шувалов, у которого в Туапсе живут друзья, известный писатель Михаил Жилин, профессор-микробиолог Тамара Кузякина, доктор геологических наук Геннадий Карпов (он поэт и принёс прекрасные стихи), зам. Директора Вячеслав Муравьёв (это он руководил экспедицией в Ключи), наши хозяева…
Мы летим самолётом Боинг-767-200. Подаём билеты на регистрацию:
– А, Мархинины, а мы вас знаем. Мы своих писателей знаем. Вам места зарегистрировать в начале салона?
Через девять часов, но в то же время, в какое вылетели с Камчатки, мы были уже в Москве.

Стыдно, господин Лужков!
В аэропорту «Домодедово» нас должна была встретить наша старая приятельница, с которой когда-то работали вместе на Камчатской вулканостанции. Но она опоздала почти на три часа. Получив багаж, мы стали думать, как нам добраться до метро «Академическая».
– А почему бы нам не взять такси? – спросила жена.
Таксисты, действительно, тут же «ловили» пассажиров.
– Сколько будет стоить доехать до метро «Академическая», – спросил я одного из них. Он немного подумал:
– 450!
– Поехали!
Проезжаем несколько километров, таксист говорит:
– Давайте рассчитаемся!
– Доедем до места и рассчитаемся!
– А вы поняли, сколько с вас будет причитаться?
– Понял. 450!
– Нет, не 450, а 4150!
– Немедленно высаживайте!
Он довёз нас до метро «Домодедовская». Мы предложили ему 840 руб. Сказали, что больше нет (он потребовал 1800). Он взял 800. Сорок оставил нам на метро. В метро у эскалаторов подхожу к контролёру:
– Я инвалид войны. Вот моё удостоверение. Вы меня, пропустите?
– Нет, только героев! А претензии к Лужкову!
И я подумал, что вот ведь в Туапсе в маршрутках могут ездить бесплатно инвалиды войны не только туапсинцы, но и москвичи. А в Москве, в метро – нет! А ведь Москва – наша общая столица, она не только для москвичей! Вам должно быть стыдно, господин Лужков!

Любовь моя – музеи
Когда я бываю в Москве, я всегда бываю в музеях. Музеи – это храмы науки. Конечно, мне ближе музеи естественно – научные. Такие как Государственный геологический им. В.И. Вернадского, Минералогический музей РАН, Палеонтологический музей РАН, музей Дарвина, музеи научных учреждений. На Ключевской вулканостанции в 1958-1959 гг. я сам организовал музей. 6 лет я был заведующим музеем и создавал музей Института вулканологии. Учитывая исключительную роль вулканов в образовании внешних оболочек Земли и в возникновении жизни, я доказываю необходимость создания музея «Вулканизм и экосфера (биосфера)» или хотя бы хорошей экспозиции на эту тему. Многие музеи готовы нам в этом помочь. И со многими из них в эту мою поездку в Москву и на Камчатку достигнута соответствующая договоренность. Достигнута договоренность и об их участии в очередной, 4-ой Туапсинской международной конференции «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы» в конце сентября 2006 года.

«Вулканы и жизнь»
Виктор Безенков – мой друг, кинооператор и кинорежиссёр, с которым мы вместе провели немало отчаянных дней «на извержениях» вулкана Тятя в 1973 году и вулкана Толбачик в 1975-76 гг., пригласил меня на очередную презентацию его фильма «Вулканы и жизнь». Эта презентация состоялась вечером 21 сентября во Всероссийском центре современного искусства по адресу: г. Москва, ул. Зоологическая, 13. Презентация прошла успешно. В зале были журналисты, учёные, деятели искусства. Они попросили меня, как одного из героев этого фильма, почитать стихи на тему «Жизнь на вулканах». И я их прочитал. И пригласил присутствующих в конце сентября 2006 года в Туапсе, на 4-ю Международную конференцию «Вулканизм, биосфера и экологические проблемы».
Но я забыл прочитать им одно стихотворение, которое имеет к этой конференции самое прямое отношение:
Есть у планеты экосфера
А проще – Дом всего живого.
В ней проживают (для примера):
Микробы, черви, львы, коровы…
Сложна структура экосферы:
Кора земная, океаны,
Озёра, реки, атмосфера…
А создали её вулканы.
Ушло на это лет немало
И очень много материала.
Образованию экосферы (биосферы) Земли и её современным проблемам и будет посвящена Туапсинская конференция в конце сентября 2006 года.
22 сентября мы выехали из Москвы и 24 сентября прибыли в Туапсе поездом.

25 000 километров
Периметр Земли по экватору составляет 40 000 км. Путешествуя из Туапсе в Камчатку и обратно, мы проделали 25 000 км. Из них самолётом приблизительно 20 000 км; поездом около 4000 км; автомашиной и катером более 1200 км.
Не правда ли, солидное путешествие?


Евгений Мархинин