назад в содержание                          предыдущая глава                        следующая глава

 

ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ:

ДОРОГА ЖИЗНИ НАЧИНАЛАСЬ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

 

«Ленд-лиз сберег жизни советских солдат», — написано в книге Р.Джонса «Дороги в Россию» (Jones R.H. «The roads to Russia») и в других американских книгах и статьях. «За ленд-лиз мы заплатили кровью», — эти слова у нас чаще всего приписывают Сталину. Наверное, он их говорил или писал, но еще раньше они появились в американской прессе и выглядели так: «Англичане и русские за ленд-лиз платят своей кровью». Только на первый взгляд мысли, заключенные в этих фразах, исключают друг друга. На самом деле верно и то, и другое — ЭТО две стороны одной медали. Но медаль имеет две стороны, а любое событие, программа, проект — явление многогранное, ленд-лиз и его составляющие в том числе.

Мне как блокаднице хочется начать рассмотрение граней ленд-лиза с продовольствия.

В январе 1942 года в блокадном Ленинграде на детские карточки стали выдавать привезенные через Ладогу по Дороге Жизни граммульки сахара и масла. И хлеб, и сахар, и масло не могли поступать из Украины – большая часть европейской территории нашей страны была под немцем. 

Продукты блокадному городу слали республики Средней Азии, слала Сибирь, возможно, доходила и рыба, выловленная на Камчатке. 

Однако самые большие объемы продовольствия поступали от наших союзников по антигитлеровской коалиции, преимущественно из США и Канады. Из почти 18 миллионов тонн различных грузов военной помощи, предоставленных в основном на условиях Закона США о Ленд-Лизе и отправленных морем,  почти 5 миллионов тонн составили продукты питания. Из них 3 миллиона тонн проделали путь через Тихий океан.

Продовольственному ленд-лизу посвящена статья профессора Поморского государственного университета (Архангельск) М.Н. Супруна, опубликованная в журнале «Отечественная история» №3 за 1996 год. Он подсчитал энергоемкость всех 5 млн. тонн ленд-лизовских продуктов в килокалориях и сравнил полученную цифру с калорийностью среднего рациона для бойца нашей действующей армии. Получилось, что «продовольствия, поставленного в СССР по ленд-лизу, хватило бы для того, чтобы кормить армию в 10 млн. человек в течение 1688 суток, т.е. в течение всей войны».

Но не стоит забывать, что поступало продовольствие, как и все другое, очень неравномерно: значительно меньше обещанного в начале войны и с превышением оговоренного, чтобы погасить предыдущие недопоставки, в ее конце. Поэтому, например, американскую тушенку на своем столе некоторые советские граждане помнили спустя год или два после окончания войны, но лишней она не была, очевидно, и тогда.

Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной М.Н.Супруном в конце его статьи: «Известно, что в годы минувшей войны Советский Союз только от голода потерял миллионы своих граждан. А сколько миллионов он потерял бы еще, не будь продовольственного ленд-лиза? Союзническая помощь в этом отношении не подлежит никакому исчислению – она неоценима».

Продовольствие нашей стране от союзников шло не только по ленд-лизу, немалые поступления продуктов питания были помощью гуманитарной и благотворительной.

В основном через Тихий океан поступала гуманитарная помощь по линии Красного Креста. Это были самые витаминные и калорийные продукты и еще медикаменты.

Третьим видом была помощь благотворительная от Обществ поддержки русских, которые все были объединены под председательством мистера Е.С.Картера из Института тихоокеанских отношений (Мемуары посла США в СССР адмирала Стэндли «Admiral Ambassador to Russia» by William H. Standley and Artur A. Ageton, Chicago, 1955). Само название института говорит о маршруте этих поставок. Они предназначались в основном для гражданского населения, кроме продуктов, включали еще одежду и обувь.

Не знаю точно, относилась ли к этому объединению деятельность различных религиозных конфессий, которые тоже немало потрудились для того, чтобы помочь воюющей России и, разумеется, по преимуществу продовольствием.

В отнюдь не голодающей Америке в годы войны получило широкое распространение огородничество на балконах. Это простые люди старались, как могли, помочь сражающимся с фашистами русским.

Был еще один канал поступления продовольствия, тоже в основном через Тихий океан, поскольку здесь работали только советские суда как уже было сказано, ни одного иностранного флага не было в советских дальневосточных портах за все годы войны. Наши моряки, ходившие в Америку, на свои весьма скромные валютные заработки покупали преимущественно продукты питания. Они рассказывали, что в последних рейсах, уходивших из Америки в сентябре 1945 года, продовольствием забивали свои каюты так, что не оставалось места для отдыха и спать приходилось по очереди, благо вахтовое расписание работы на судне это позволяло.

 

наверх                               предыдущая глава                        следующая глава